Россию превращают в страну дураков...
>
В начале лета Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл исследования, которые власти предержащие как-то не заметили. А напрасно. Их результаты таковы, что как минимум двум министерствам — культуры и образования — нужно жать на все «тревожные кнопки» и собирать экстренные заседания кабинета министров. Потому как, согласно опросам ВЦИОМ, 35% россиян НЕ ЧИТАЮТ КНИГ ВООБЩЕ! А ведь Россия, если верить речам президента и премьер-министра, взяла путь на инновационное развитие. Но о каких инновациях, научных прорывах, развитии нанотехнологий и т. п. может идти речь, если больше трети населения страны за год ни разу не взяли в руки книгу? Никакую, даже завалящий детектив! «АиФ» решил разобраться, почему Россия, некогда самая читающая страна в мире, перестала читать и чем это грозит обществу.p>
----------------------<cut>----------------------
Сергей Капица: «Россию превращают в страну дураков»
>
Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы наконец пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет, — воспитали страну идиотов. Если Россия и дальше будет двигаться этим же курсом, то ещё лет через десять не останется и тех, кто сегодня хотя бы изредка берёт в руки книгу. И мы получим страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Именно эти слова я произносил пять лет назад на заседании правительства. Время идёт, а процессы, которые ведут к деградации нации, никто даже не пытается понять и приостановить.p>
У нас происходит полный разрыв слов и дел. Все говорят об инновациях, но при этом не делается ничего, чтобы эти лозунги начали осуществляться. И объяснения «Я так много работаю. Когда же мне ещё и читать?» не могут служить извинением. Поверьте, наше поколение работало не меньше, но время для чтения при этом всегда находилось. А производительность труда в обществе несколько десятков лет назад была выше, чем сейчас. Сегодня же чуть ли не половина трудоспособной молодёжи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?
Куда впадает Волга?
Вы спрашиваете, зачем вообще человеку читать. Опять-таки приведу пример: организмы человека и обезьяны очень близки по всем своим характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум — вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией — именно книга. Раньше, начиная ещё со времён Гомера, существовала устная традиция: люди сидели и слушали старцев, которые в художественной форме, через сказания и легенды прошедших эпох, передавали накопленные поколением опыт и знания. Потом возникло письмо, и вместе с ним — чтение. Традиция устного сказа угасла, а теперь угасает и традиция чтения. Возьмите как-нибудь и хотя бы ради любопытства перелистайте переписку великих. Эпистолярное наследие Дарвина, которое сейчас издаётся, — 15 тыс. писем. Переписка Льва Толстого тоже занимает не один том. А что останется после нынешнего поколения? Их эсэмэски будут издавать в назидание потомкам?
Я давно предлагал изменить критерии приёма в высшие учебные заведения. Не надо никаких экзаменов — пусть абитуриент напишет сочинение на пяти страницах, в котором объяснит, почему он хочет поступить на тот или иной факультет. Умение грамотно изложить свои мысли, суть проблемы демонстрирует интеллектуальный багаж человека, уровень его культуры, степень развития сознания. А ЕГЭ, который сегодня используют, не может дать объективной картины знаний школьника. Он построен лишь на знании или незнании фактов. Но факты далеко не всё! Впадает ли Волга в Каспийское море? Ответ на этот вопрос заслуживает не галочки в соответствующей клеточке, а отдельной серьёзной беседы. Потому что миллионы лет назад Волга впадала не в Каспийское, а в Азовское море, география Земли была другой. И вопрос из хрестоматийного превращается в интересную проблему. Чтобы решить её, как раз-то и требуется понимание, которого без чтения и образования добиться невозможно.
Чувства вместо умов
>
Вопрос потери интереса к чтению — это вопрос о том, что сейчас происходит с людьми.
Мы упёрлись в очень сложный момент развития человечества в целом. Темпы развития техники сегодня очень высоки. А наша способность это всё осмыслить и разумно в этой технической и информационной среде жить от этих темпов отстаёт. Мир переживает сейчас очень глубокий кризис в сфере культуры. Так что ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно, потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения.p>
Нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре в целом. Министерство культуры должно стать важнейшим из всех министерств. А первоочередная задача — перестать подчинять культуру коммерции. Деньги есть не цель существования общества, а всего лишь средство достижения тех или иных целей. Вы можете иметь армию, солдаты которой будут доблестно сражаться, не требуя вознаграждения, потому что верят в идеалы государства. А можно иметь на службе наёмников, которые с равным удовольствием будут убивать и своих, и чужих за одни и те же деньги. Но это будут разные армии! И в науке прорывы делаются не за деньги, а для интереса. Такой вот кошачий интерес! И с крупным искусством то же самое. Шедевры за деньги не рождаются. Если же всё подчинять деньгам, то деньгами всё и останется, не превратятся они ни в шедевр, ни в открытие.
Чтобы дети вновь начали читать, в стране должна сложиться соответствующая культурная обстановка. А что сейчас определяет культуру? Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели на фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах. Великие мастера работали по заказу Церкви, большая традиция освещала всё это. Сегодня люди ходят в Церковь гораздо меньше, а обобщённую картину жизни даёт телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет. Ничего, кроме мордобоя и стрельбы, вы там не найдёте. Телевидение занимается разложением сознания людей. На мой взгляд, это преступная организация, подчинённая антиобщественным интересам. С экрана идёт лишь один призыв: «Обогащайтесь любыми способами — воровством, насилием, обманом!»
Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру. И не сможет лишь деньгами или военной силой укрепить свои позиции в мире. Чем мы можем сегодня привлечь бывшие наши республики? Только культурой! В эпоху СССР они прекрасно существовали в рамках нашей культуры. Сравните уровень развития Афганистана и республик Средней Азии — разница огромная! А сейчас все эти страны выпали из нашего культурного пространства. И, на мой взгляд, важнейшая задача сейчас — вновь их в это пространство вернуть. Когда распалась Британская империя, важнейшими инструментами воссоздания целостности англоязычного мира стали культура и образование. Британцы открыли двери своих высших учебных заведений для выходцев из колоний. В первую очередь для тех, кто в дальнейшем мог бы стать управленцем этих новых стран. Я недавно разговаривал с эстонцами — они готовы учиться медицине в России. Но мы берём с них огромные деньги за учёбу. При том что возможность учиться в Америке или Англии они получают даром. И чем мы после этого сможем тех же эстонцев привлечь, чтобы взаимодействие с нами им стало важнее, чем взаимодействие с Западом? Во Франции существует министерство франкофонии, которое продвигает культурную политику Франции в мире. В Англии Британский совет считается неправительственной организацией, но на самом деле проводит чёткую политику по распространению английской культуры, а через неё — глобального английского влияния в мире. Так что вопросы культуры сегодня переплетаются с вопросами политики и национальной безопасности страны. Пренебрегать этим важнейшим элементом влияния нельзя. В современном мире всё в большей степени наука и искусство, а не ресурсы и производительные силы определяют могущество и будущее страны.
Языком цифр
>
Какие жанры вы чаще всего выбираете для чтения?b>
(% от тех, кто читает книги, возможны несколько вариантов ответа)
43% — Российские боевики, «милицейские» детективы и детективы-стилизации
26% — Фантастика и фэнтези
26% — Классические историко-приключенческие романы
25% — Русская и зарубежная классика
25% — Зарубежные детективы
25% — «Женский» детектив
16% — Современная русская и зарубежная литература
16% — Современные романы об истории России, исторические романы прежних лет
13% — Переводные романы
11% — Поэзия
По данным ВЦИОМ
Комментаий специалиста
«Попрыгунчики» разучились думать?
>
«Подростки сегодня стали меньше читать художественную литературу. Причин этому несколько. Во-первых, в школе учителя по-прежнему гонятся за высокими показателями скорости чтения. Но из-за этого у учеников плохо формируется сам навык чтения, его качество, — говорит Татьяна Филиппова, ведущий научный сотрудник Института возрастной физиологии РАОb>. — В итоге ребёнок, прочитывая за минуту положенное число слов, не понимает сути прочитанного, не может пересказать текст. А когда человек чего-то делать не умеет, он и не хочет этого делать по своей воле. К нам в Центр диагностики развития детей и подростков порой приходят ученики 3-4-х классов, которые читают по слогам. Наивно ожидать, что эти дети своё свободное время будут проводить за книгой. Во-вторых, если 5-6 лет назад за компьютерами сидели в основном студенты и взрослые люди, то уже два года назад, как показывают наши исследования, у мониторов «зависали» ученики младших классов. Кроме того, сами родители не приучают ребёнка к книгам. Дошкольникам регулярно читают только 10% родителей, а школьникам — всего 0,2% пап и мам! Многие думают: раз научился читать хотя бы по слогам — читай дальше сам. Но это заблуждение. Задача родителей — сделать чтение потребностью, такой же насущной, как чистка зубов или умывание. Подбирайте ребёнку интересные книги, помогите ему в выборе, почитайте вслух, даже если ему уже 10-12 лет».
Не последнюю роль в том, что мы всё меньше и меньше читаем, по мнению специалистов, играет и телевидение. А конкретно — огромное количество телеканалов и… пульт дистанционного управления. Для тех, кто предпочитает смотреть телевизор, «прыгая» с канала на канал, на Западе даже придумали специальный термин — «заппинг». Всего таких «попрыгунчиков» набирается порядка 47% от смотрящих телевизор. При постоянном переключении с канала на канал картинка, воспринимаемая зрителем, оказывается составленной из отрывков программ, идущих параллельно по разным каналам. Зритель словно «монтирует» свою собственную передачу из кусочков разнородного видеоматериала. Добавьте к этому постоянные перерывы на рекламу, сериалы, в которых одна история оказывается порой «разрублена» на несколько сотен маленьких кусков и её можно начать смотреть чуть ли не с любого места.
«В итоге мы имеем следующее, — говорит Даниил Дондурей, социолог, главный редактор журнала «Искусство кино». — За последние пару лет наметилась тенденция: школьники теряют способность следить за сюжетом и поступками героев. Они практически потеряли навыки пересказа прочитанного текста — элементарного, не говорю уже о таких сложнейших вещах, как «Анна Каренина», к примеру. А с введением в стране цифрового телевидения (и, как следствие, увеличением количества каналов) подобные явления будут только нарастать».
>
>
Любовь Прибыткова: «Зачем Сергей Капица лукавит?»
Наконец-то на всю страну из уст известного ученого прозвучала абсолютная истина. Дана объективная зарисовка культурного состояния российского общества. 35% россиян не читают книг вообще. «Данные ВЦИОМ говорят о том, что мы, наконец, пришли к тому, к чему стремились все эти 15 лет — воспитали страну идиотов». «И мы получили страну, которой будет легче править, у которой будет легче высасывать природные богатства. Но будущего у этой страны нет! Сегодня уже чуть ли не половина трудоспособной молодежи работает в охранных организациях! Получается, что все эти молодые парни — тупые, ограниченные люди, способные лишь бить морду?» – пишет Капица. Трудно не согласиться с автором — именно так и получается!
Обеспокоенность Сергея Петровича понятна и объяснима. Теперь мало кто будет спорить, что в стране господствует мораль хищников, высокие моральные нормы советского народа после произошедшей в стране контрреволюции приказали долго жить, упала вниз и нравственность даже тех, кто честно зарабатывает свой хлеб. У богатых же, нынешних господ жизни, человеческой морали нет и не может быть в принципе.
Качество образования в учебных заведениях тоже резко упало. Это незамедлительно сказалось на интеллектуальном уровне получающих аттестат зрелости и диплом о высшем образовании.
В школах и лицеях трудовое воспитание выброшено за ненадобностью. А именно оно закладывает нравственные основы человеческого общежития. Вообще воспитательной функции в учебных заведениях теперь нет. Школа сориентирована лишь на образовательный процесс. Главная задача учительского коллектива не работа по формированию личности с разносторонними знаниями, высокой человеческой нравственностью, моралью гражданина. Теперь главное — дать минимум знаний, необходимый человеку для жизни в рыночных условиях бытия.
Литературные программы школ и вузов переведены с изучения отечественной и мировой классики на дешевый литературный ширпотреб. Обучение подрастающего поколения ведется по учебникам истории, где большая часть исторических фактов сфальсифицирована. Учителя рисуют на уроках искаженную картину событий прошлых лет.
Большая часть зрелых педагогов настроена конъюнктурно. Подстраивается под господствующее буржуазное мировоззрение, боится правды, держится от нее подальше, истинные знания выбросила за ненадобностью, наступила на горло даже собственным убеждениям.
Причина такой мимикрии проста. Учителя боятся потерять работу, а потому в головы подрастающего поколения вбивают то, во что сами не верят, но что записано в официальных стандартах, выгодных власти. В результате лицей и гимназию наши дети заканчивают, а выходят из них безграмотными.
А уж введение в школы пресловутого ЕГЭ вместо проверенной десятилетиями экзаменационной системы — обыкновенное фурсенковское обезьянничанье, подлизывание задов устаревшего западного образования.
Родители же, занятые выживанием, работают на двух-трех работах. Времени общаться со своими детьми не имеют, книг не читают сами и не формируют у детей любознательности и интереса к чтению. Усталые после работы, сидя на диване, они бездумно проглатывают многосерийное телевизионное пойло, которое абсолютно ничего не дает ни уму, ни сердцу человека...
Уж кто только не писал, что современное телевидение — эффективный инструмент развития в человеке биологического вопреки необходимости развития в нем социального и разумного. Потому и не поспоришь с автором: «Телевидение занимается разложением сознания людей... Это преступная организация, подчиненная антиобщественным интересам».
«Мы уперлись, – пишет ученый, – в очень сложный момент развития человечества в целом... Ситуация в нашей стране довольно типична и для всего остального мира — в Америке и в Англии тоже мало читают. Да и такой крупной литературы, которая существовала в мире 30-40 лет назад, сегодня уже нет. Сейчас властителей умов вообще найти очень сложно. Возможно потому, что никому не нужны умы — нужны ощущения».
Вот и получается, что утверждение Сергея Капицы «Россию превращают в страну дураков» — не преувеличение, а абсолютная истина. Но на естественно возникающий вопрос, кто это делает, он отвечает лукаво. Кстати, и в других его выступлениях, касающихся проблем общественного развития, много лукавства, жонглирования общими понятиями — «общество», «человечество», «мировые процессы», «цивилизация», уход от конкретного анализа конкретной действительности. «Мы воспитали страну идиотов». Но «мы» — это кто? Нет ответа. Многозначительное молчание...
Да и фиксация фактов — еще полдела. Фотография сложившейся трагической ситуации в стране мало что дает. Чтобы болезнь вылечить, разве не надо ее причины выяснить... Разве стенания о нынешней деградации культуры помогут нам, если не ответить на вопрос почему передовая наиболее совершенная на планете система советского образования рухнула. Почему создается и распространяется на территории бывшего СССР псевдокультура, которая не развивает личность, а оглупляет ее, превращает человека из homo sapiens (существа разумного) в homo consumens (существо потребляющее).
С. Капица пишет, что «нам сегодня не к чтению нужно отношение менять, а коренным образом поменять отношение к культуре». И рассчитывает ученый на Министерство культуры. Оно сейчас якобы плохое и не главную роль играет. Надо иметь такое министерство, которое «перестанет подчинять культуру коммерции».
Диву даюсь, неужели и Сергей Капица, член десятка всяких разных отечественных, европейских и международных академий, член Римского клуба, осчастливленный самим господином Соросом, заболел профессиональным кретинизмом? В физических проблемах куда как сведущ, а политическая его близорукость просто ужасает...
Не бог весть какой ум надо иметь, чтобы понимать, что никто не подчиняет культуру коммерции, ни президент, ни премьер, ни министры, ни депутаты с губернаторами. Персоналии вообще здесь ни при чем. Культуру коммерческой сделал капиталистический рынок.
Даже совестно объяснять известному физику, что в рыночной общественной системе, которая сейчас является фундаментом России, все становится товаром — вещи, люди, знания, искусство, мораль и нравственность. В условиях рыночных отношений все покупается и все продается. Главным интересом владельцев собственности — заводов и шахт, банков и железных дорог, частных клиник и лицеев, театров и музеев тоже, становится прибыль.
При капитализме смена лиц в министерских и депутатских креслах коренным образом не меняет ничего. Ведь государство — это политическая организация, это комитет по защите интересов буржуазии, господствующего в стране класса. Министры и депутаты — лишь наемные работники у сильных мира сего.
Прискорбно, что рынок сделал не только задавленных тяжелой жизнью малограмотных обывателей трусливыми и коленопреклоненными, но и высокообразованных интеллектуалов, которые кичатся своею значимостью и знакомством с миллиардерами и патриархами, другими большими фигурами...
Из-за страха потерять благосклонность властных персон они не хотят (или боятся) докапываться до сущности вещей, начинают юлить, перестают называть вещи своими именами, барахтаются в громких абстрактных понятиях, тогда как они значимы только в конкретно-историческом воплощении. Перестают быть интеллигентами, становятся «прекраснодушными» интеллектуалами. Хотя с любимцев миллиардера Джорджа Сороса что возьмешь...
Но вот странно, что коммунисты туда же... Всерьез отнеслись к якобы оппозиционным мелкобуржуазным игрищам «за честные выборы» на Болотной и других площадях с лозунгом «Долой Путина», нашли козла отпущения... Ну, да об этом надо вести отдельный разговор...
Обеспокоенный ситуацией в стране, Сергей Петрович задает естественный вопрос: «А что сейчас определяет культуру?» А отвечает на вопрос так, словно сам вырос и сформировался как ученый не в советском государстве, не советскую школу и советский вуз закончил... Пишет: «Когда-то тон задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах».
Да, до революции 1917 года Церковь задавала тон, верно служила самодержавию, которое сделало Россию безграмотной и тюрьмой народов, было камнем преткновения на пути развития талантов и творческих дарований...
Сергей Капица, родившийся в Англии, выросший в обеспеченной семье выдающегося ученого, может быть и ходил с родителями по воскресениям в храм. Но большая-то часть советских людей не ходила в церковь в дни отдыха. Мы ходили к знакомым в гости, уезжали за город на природу, ходили в кинотеатр и, как вы сами пишите, много читали...
Или жизнь в СССР, Сергей Петрович, выброшена вами из вашего же прошлого? За всю статью, говоря о былой культуре, вы ни разу не произнесли слово «советская», хотя именно советская власть создала условия для стремительного развития культур всех народов, живущих в СССР. Даже слово «советская» боитесь произнести... Как бы чего не вышло!?
Да, Россию превращают в страну дураков, а вы с вашими иллюзиями относительно хороших министров, разумных правителей, мудрых патриархов, как ни странно это прозвучит, помогаете этому процессу.
Не персон надо менять, а строю буржуазному войну объявлять.
P.S.: Большевики в свое время проводили ликвидацию безграмотности, а буржуазная власть ее насаждает. В интересах капиталистов — чтобы трудящиеся как можно меньше знали об окружающем мире, как можно меньше думали. Но всех сделать невеждами невозможно. Всегда были и будут те, кто сохранит способность размышлять. Такие и станут в авангарде борьбы за новое общество.